Поделиться
Перейти вниз
avatar
Сообщения : 22
Дата регистрации : 2018-07-07
Возраст : 82
Откуда : Москва
Посмотреть профиль

Сжатие информации и рефлексия обсуждения "Глобализации" до 15 августа

в Ср Авг 15, 2018 6:35 pm
За неделю до очной конференции в Хабаровске сжимаю информацию, накопленную за месяцы сетевой подготовки по пяти темам:

1. Образование в условиях быстро меняющегося мира - глобальный контекст
автор А.  Митрейкина 7 ответов 137 просмотров
2. Идеология глобализации образования???
автор Е. Хачко 1 ответ 28 просмотров
3. К пониманию глобализации информационной среды человека
автор AnnenkovVV 1 ответ 36 просмотров
4. Компетенции для жизни в глобальном обществе
автор А. Митрейкина 1 ответ 57 просмотров
5. Конкурентноспособные глобальные компетенции и знания
автор Дарина Саратовцева 7 отв. 147 просм.

Ниже - выжимки из сообщений по этим темам:

1.1 Анастасия Митрейкина открыла обсуждение темы вопросами: "что же вкладывается в понятие "глобализация" применительно к сфере образования? Какие процессы, помимо обозначенных интеграции и унификации, она в себя включает? (http://forumpedagogov.forum2x2.ru/t5-topic#13)

1.2 Она же обратила внимание на тренд "молодые люди получают возможность обучаться в других странах, выбирая учебное заведение, набор дисциплин и преподавателей либо совмещать обучение у себя на родине со стажировками в зарубежных университетах." Считает "плюсом", что "Будущие специалисты таким образом приобщаются к общемировым ценностям". Но для родной страны "одна из проблем, порожденных процессом глобализации, - отток наиболее способных молодых специалистов"

1.3 В следующем посте А. Митрейкина, ссылаясь на 48-й Мировой экономический форум в Давосе, ставит вопрос "может быть, тренд на глобализацию себя исчерпал и сегодня речь идет больше о регионализации..." Вопрос этот выходит за пределы "сферы образования" в сферу геополитики (хотя и включает политику в сфере образования на региональном уровне)

1.4 Внимание обсуждающих тему "глобализация" рассеивается ссылкой на ролик интервью с Павлом Лукша, который говорил больше о будущем школьного образования, чем о проблеме глобализации.

1.5 В сообщении "Разные смыслы в разных контекстах" (http://forumpedagogov.forum2x2.ru/t5-topic#105) В.В.Анненков видит понятие "Глобализация" с позиции учащегося всю жизнь: "...наблюдаем тренд к глобализации персональной информационной среды. В этом контексте "глобализация" означает движение а) от локальной информации к всемирной (телевидение, Интернет...), б) от узкопрофессиональной к "в объёме жизни" (lifewide).
Тренд к глобализации информационной среды требует от человека ХХ1 века иной культуры работы с информацией (в частности - жёсткого отбора информации по проблеме, её переработки на основе глобального мировоззрения и современных технологий, сжатой передачи в общество в сочетании слова и образа)."

1.6 Молодой педагог Дарина Саратовцева озабочена "интегрированной системой образования": "необходимо... создать единое образовательное пространство" (ссылка на https://youtu.be/dsUb7F8v1EA).
Ролик положительно оценили Светлана (http://forumpedagogov.forum2x2.ru/u54) и А.А. Кибирев


2.1 В особой ветке (http://forumpedagogov.forum2x2.ru/t19-topic#129) Хачко Евгений просит помочь разбраться с "Идеологией глобализации образования": глобализация образования - "естественный процесс или управляемый со своей идеологией?

2.2 В ответ Дарина Саратовцева (http://forumpedagogov.forum2x2.ru/t19-topic#138) а) предполагает, что "процесс управляемый и суть наверняка кроется в политике";
б) делится мыслями о политике глобализации (в том числе: "Глобализаторы прекрасно понимают, что установить новый мировой порядок не удастся, не подготовив к нему человека, не сменив его нравственные ориентиры")


3.1 В сообщении "К пониманию глобализации информационной среды человека" (http://forumpedagogov.forum2x2.ru/t20-topic#132) В.В. Анненков предложил обсуждать мировоззренческие понятия на основе модели "ТОРГНоосферы" (https://www.facebook.com/events/1359376537456058/permalink/1360890970637948/)
и в свете личного опыта проследить расширение своей информационной среды от локальной до глобальной.

3.2 В ответ Дарина Саратовцева написала (http://forumpedagogov.forum2x2.ru/t20-topic#140)
"...о глобальных размерах в образовании говорить пока рановато. Важен вопрос о конкурентноспособности на мировой арене. Поэтому необходимо начать с регионального уровня".


4.1 В сообщении "Компетенции для жизни в глобальном обществе" (http://forumpedagogov.forum2x2.ru/t10-topic#28) Анастасия Митрейкина предлагает обсудить, какими навыками необходимо обладать, чтобы быть успешным в глобальном мире?

4.2 Она же добавляет источник "Целевая модель компетенций 2025"


5.1 Тему подхватывает Дарина Саратовцева, открывая новую ветку обсуждения сообщением "Конкурентноспособные глобальные компетенции и знания" (http://forumpedagogov.forum2x2.ru/t13-topic#40). Она считает "глобальными" профессионально-трудовую, информационно-коммуникативную, языковую компетенции, "которые могут быть применены в работе и жизни". А также
* открытость к международным контактам;  
• духовная, физическая и социальная мобильность, позволяющая стремиться к познанию как своей культуры, так и других культур в отдельности;  bounce
• широта кругозора и восприятия;
• уважение к своим корням и истории;  
• воспитание общечеловеческих ценностей, желание и готовность помогать нуждающимся, независимо от национальности и границ;
• бережно относиться к природе и забота об экологии, планете.

5.2 в ответ Анастасия Митрейкина (http://forumpedagogov.forum2x2.ru/t13-topic#51) даёт ссылку на программу "Глобальное образование", "позволяющую получить международное образование при поддержке государства".

5.3 Ирина Петровна Хачко приводит суждение Жака Делора о "глобальных компетенциях" и утверждает тезис: школы должны готовить к миру, где во многом придется сотрудничать с людьми разных культур

5.4 В посте "Достоверность знаний" Дарина Саратовцева пишет, что учитель теперь - не единственный источник знаний. "...ребенок чувствует себя легче онлайн. Его там никто не увидит, не заругает, задал вопрос, поверил комментариям "диванных" экспертов и успокоился."

5.5 А Светлана считает: "нужно научить детей работать с информацией."

5.6 Дарина Саратовцева даёт ссылку на ролик Ольги Четвериковой" Компетенция вместо знаний", где сопоставляются советская система образования с современной

5.7 В комментарии В.В. Анненкова представлен слайд из презентации А.М. Кондакова, где собрана дюжина векторов работы человека ХХ1 века в глобальной сети.


Итак, в сетевом обсуждении трека "Глобализация" участвовали 7 человек (6 из Хабаровского края, 1 из Москвы). Наиболее активными были Анастасия Митрейкина и Дарина Саратовцева
* * *

Рефлексируя два десятка сообщений по направлению "Глобализация", отметим, что

* сообщения фокусировались на раскрытии понятий "глобализация", "компетенции"...;
проблемы "глобализации образования" для учителей и учащихся затрагивались "по касательной".

**  постановка проблемы пока нечёткая. Что значит "применительно к образованию"? Здесь и конкуренция "образовательных услуг" на мировом рынке, и подвижность студентов вне границ (включая и образование через Интернет), и "отток молодых специалистов из России"... Предложение сконцентрировать внимание на "глобализации информационной среды учащегося" прошло незамеченным.

*** впрочем, как и ряд других предложений. Впечатление, что в духе "коннективизма" участники писали каждый о своём. Преобладали реплики, а не диалоги по проблемам. (возможно, что к этому подталкивал формат forum2x2.ru)

Для очной конференции желательно на основе рефлексии сосредоточиться на конструктивных предложениях к "повестке на 22-24 августа". У нас ещё в запасе 5 суток...
Вернуться к началу
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения